К 95-летию со дня рождения Юрия Петровича Платонова
Среда, 29 октября 2025Юрий Петрович Платонов (29.10.1930 – 06.01.1997) – ведущий инженер-технолог, старший научный сотрудник Института, основатель и первый руководитель лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа.
Юрий Петрович родился 29 октября 1930 года в городе Троицке Челябинской области. В 14 лет начал работать в часовой мастерской. После окончания барнаульской средней школы в 1948 году поступил на кафедру приборов времени Ленинградского института точной механики и оптики, который окончил с отличием.
С 1954 года Ю.П. Платонов работал сотрудником Главной астрономической обсерватории АН СССР в отделе точного времени. В этот период он восстановил и запустил часы Шорта и Рифлера. В 1961 году перешел на работу в НИИ «Электроприбор», а в 1965-м вернулся в Пулковскую обсерваторию ведущим инженером. В 1970 году при его участии был совершен успешный запуск стратосферной станции на высоту 20 км и были получены снимки Солнца, до этого две попытки окончились неудачно. В конце 1970-х Ю.П. Платонов перешел в Государственный оптический институт (ГОИ) им. С.И. Вавилова, где вокруг него образовался коллектив талантливых инженеров, внесший существенный вклад в разработку оптической аппаратуры для космоса.
В 1985 году Юрий Петрович был приглашен А.И. Смирновым и О.И. Сумбаевым в наш Институт для организации производства изогнутых кристаллов для физических экспериментов на ускорителе и реакторе, начинал все с нуля. Как ведущий инженер сектора ядерной спектроскопии Лаборатории нейтронных исследований разработал технологию изготовления крупногабаритных монокристаллических пластин, прецизионных цилиндрических зеркал, а также аттестационную оптико-механическую аппаратуру. Одним из важных результатов работы кристаллооптической группы, куда вошли коллеги Ю.П. Платонова по ГОИ В.В. Скоробогатов, В.В. Иванов и М.П. Гурьев, стало существенное улучшение характеристик кристалл-дифракционной установки «Кварц» с энергий 70 ГэВ на ускорителе в ИФВЭ (Протвино). Уникальные кристаллы были изготовлены под руководством Ю.П. Платонова для исследования каналирования при высоких энергиях. (Сейчас эти исследования продолжаются в ЦЕРН.) Полученные измерения масс К-минус-мезона и сигма-минус-гиперона и по сей день остаются лучшими в мире. Эксперименты вошли в цикл работ, отмеченный Государственной премией РФ 1996 года.
Ю.П. Платонов осуществил ряд проектов, имевших культурно-историческое значение. Часовые механизмы были увлечением всей его жизни. Им и его командой были восстановлены звонница и часы в Ферапонтовом монастыре. В октябре 1990 года на оживших после долгого молчания 19 колоколах были исполнены звоны вологодскими звонарями и гатчинскими музыкантами во главе с братьями Огородновыми, Михаилом и Виктором.
В 1992 году в Институте во главе с Ю.П. Платоновым была создана группа по воссозданию башенных часов Гатчинского дворца. От башенных часов не сохранилось ничего, помогла работа в архивах, был обнаружен прототип в Мраморном дворце, по архивным фотографиям было определено местонахождение колоколов. Шестерни часового механизма были изготовлены самим Юрием Петровичем в оптико-механической мастерской Института. На дворцовую башню вернулись колокола, ожили часы. Группа также занималась реставрацией и восстановлением башенных часов Мраморного и Зимнего дворцов, часов Суздальского кремля, Фарного костела в Гродно (Беларусь).
В 1994 году Ю.П. Платонов был приглашен в Эрмитаж, где создал и возглавил лабораторию научной реставрации часов и музыкальных механизмов. 20 февраля 1995 года в Александровском зале Эрмитажа состоялся первый концерт восстановленного «Механического оркестра» Штрассера при участии солистов оркестра «Санкт-Петербург Камерата». В 2010 году цикл работ по реставрации знаменитых часов «Павлин» и других редких механизмов Эрмитажа был удостоен Государственной премии РФ. Михаил Петрович Гурьев, ученик Платонова, стал одним из лауреатов. Сам Мастер не дожил до этого момента, он ушел из жизни в 1997 году.
Когда Юрия Петровича спрашивали, почему он занимается восстановлением часов, он отвечал: «Понимаете, сейчас эпоха глубинная. При всем том, что происходит, она все равно конструктивная. Мы должны знать свое прошлое, слышать звуки прошлого. В часах ведь заложено столько! Просто люди забыли, что такое часы на самом деле. Это и музыка, и прекрасная техника, и интереснейшие технологические процессы».
Гатчинцам память о Юрии Петровиче Платонове особенно дорога: все каминные часы Гатчинского дворца идут; бой башенных часов разносится над озерами Гатчинского парка. В этом бое продолжается жизнь большого мастера.









