70 лет с момента выбора площадки для строительства ПИЯФ
Пятница, 28 ноября 2025Ровно 70 лет назад – 28 ноября 1955 года – межведомственной комиссией, созданной согласно Распоряжению Президиума АН СССР за №82 1652 от 24.08.1955, было принято окончательное решение по выбору Гатчины площадкой строительства объектов «Л» и «Р» ФТИ АН СССР.
Строительство начиналось в соответствии с решением ЦК КПСС и СМ СССР о создании почти двух десятков научных ядерно-физических центров в нашей стране и за рубежом с исследовательскими ядерными реакторами и ускорителями. Проект был секретный, именно поэтому в документах реактор и ускоритель фигурировали как установка «Р» и установка «Л».
Первоначально площадку планировали в посёлке Осиновая Роща, вблизи Физико-технического института, но при оформлении получили отказ. Следующей площадкой предложили место на возвышенном берегу Пендиковского озера, но в силу удаленности от Ленинграда эта идея не нашла поддержки у руководства ФТИ.
После рассмотрения еще нескольких вариантов выбор остановили на Орловой роще в Гатчине, как идеальном месте для размещения секретных научных объектов. Строительство было начато в 1956 году, а уже в1959 году был осуществлен физический пуск реактора ВВР-М, а в 1967 году и синхроциклотрона СЦ 1000. Создаваемый ядерно-физический центр с самого начала обрел статус филиала Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе, а в 1971 году самостоятельного института – Ленинградского института ядерной физики Академии наук СССР им. Б.П. Константинова (ныне Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова НИЦ «Курчатовский институт»).
В своих воспоминаниях Кир Александрович Коноплев (04.04.1930 – 19.10.2022), член-корреспондент Академии инженерных наук Российской Федерации, кандидат технических наук, научный руководитель реакторного направления, создатель уникальной реакторной базы Института писал:
«Наиболее привлекательным выглядит предложение «хозяина» Гатчины В.С Толстикова, который не просто предлагает площадку, а прямо выражает свою заинтересованность. Он видел развитие города в привлечении науки в большей степени, чем в развитии промышленности. Хотя я лично в переговорах с ним прямо не участвовал, но у меня сохранилось к нему глубокое уважение и чувство благодарности.
Итак, Л.И. Русинов, А.П. Комар, П.П. Волков и автор этой заметки приехали в Гатчину осматривать две предложенные на выбор площадки вблизи города. Приехали по сильно разбитому Киевскому шоссе, проходящему мимо открытых осенних полей, без единого деревца вдоль дороги. Одно место предлагалось с южной стороны города возле д. Химози за Колпанским озером, второе с северной стороны города в Орловой Роще. Петр Петрович уже осмотрел обе площадки и выступал нашим гидом. Начали с Химози. Место с болотами, совершенно открытое и хорошо просматриваемое с шоссе. Именно это обстоятельство послужило официальным поводом отказа от Химозей. Петр Петрович заранее выбрал площадку в Орловой Роще и первым делом привез в Химози сознательно, формируя мнение наших руководителей в пользу Орловой Рощи. После унылого пейзажа с пронизывающим ветром увидели изумительный лес. Начали осмотр с места, где сейчас стоит проходная ПИЯФ, потом проехали на мост через речку Теплая. Убедились, что наш «объект» будет закрыт со всех сторон лесом. На месте современной проходной стоял хорошо сохранившийся рубленый дом, и мы даже пообсуждали, как его можно использовать, но Петр Петрович решительно отверг все притязания ученых: «Дом разберем, чтоб не связывать руки проектировщикам», разобрал и увез, и руки проектантам не связал. Приехали мы в рощу по той дороге, которая сейчас продолжает улицу Рощинская, а тогда она проходила через Хохлово поле и оканчивалась у домика лесника перед и ныне существующей аллеей из лиственниц. Дорога эта была лесная, проехать по ней было непросто. В генеральном плане заказа 576 (так назывался заказ ФТИ в документах проектной организации п/я 45) эта дорога не должна была использоваться, как открывающая прямой доступ в город. Построена была новая дорога к шоссе Гатчина-Красное село. Впоследствии Петр Петрович, минуя проект, заасфальтировал эту дорогу в город и, в основном, мы ею и пользуемся. Так что стоит этой дороге дать имя «Волкова дорога».
2026 год будет для НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ вдвойне юбилейный. В феврале Институт отметит 70-летие своего основания, а летом – 55-летия со дня выделения учреждения в самостоятельный Институт.





