Учёный НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ в списке лучших молодых химиков планеты

Четверг, 01 августа 2019

Старший научный сотрудник Лаборатории квантовой химии Отделения перспективных разработок НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ Леонид Скрипников включен в «Периодическую таблицу молодых химиков». Список был составлен по инициативе Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC) и Международной сети молодых химиков (IYCN). Поводом для его создания послужило празднование 150-летия с момента открытия периодического закона Д.И. Менделеева и столетие IUPAC.

Стоит напомнить, что решением Генеральной Ассамблеи ООН 2019 год был объявлен годом Периодической таблицы химических элементов. Именно в виде этой таблицы и было предложено оформить список. Всего в «Периодической таблице молодых химиков» 118 молодых ученых из Великобритании, США, Канады, Японии, Китая, Индии, Австралии, Франции, Италии, Испании и других стран мира. Россию представляют пятеро молодых исследователей.

Интересно, что в «Периодическую таблицу молодых химиков» вошли не только наши современники: 72 место в таблице занимает Генри Мозли, установивший в 1913 году зависимость между частотой спектральных линий характеристического рентгеновского излучения и атомным номером излучающего элемента. В возрасте 27 лет ученый погиб в боях Первой мировой войны.

Леонид Скрипников занимает 114 ячейку в таблице, так как этот номер соответствует элементу Флеровию, который был получен в 1998 году группой российских ученых под руководством Ю.Ц. Оганесяна (ОИЯИ, Лаборатория ядерных реакций им. Г.Н. Флерова, Дубна), и это место было решено отдать молодому ученому из России. IUPAC отметил достижения Леонида Скрипникова в области поиска электрического дипольного момента (ЭДМ) электрона и разрешения загадки сверхтонкой структуры висмута.

Сейчас основная цель исследований молодого ученого — связать наблюдаемые экспериментальные свойства молекул, содержащих тяжелые атомы, с фундаментальными свойствами элементарных частиц и ядер. Для этого он разрабатывает и использует теоретические методы релятивистской квантовой химии. Недавно, для извлечения, текущего ограничения на ЭДМ электрона, установленного в экспериментах коллаборации ACME, были использованы результаты его теоретической работы. В другой работе, в сотрудничестве с физиками из СПбГУ и учёными из Германии ему удалось разрешить противоречие между теоретическими предсказаниями сверхтонкой структуры водородоподобного и литийподобного ионов висмута и результатами эксперимента в GSI. Методы, развиваемые Л.В. Скрипниковым и сотрудниками лаборатории квантовой химии отделения перспективных разработок Института применяются и в других областях науки вплоть до задач материаловедения.

«Конечно, было приятно, что работа, которой мы занимаемся получила такое признание, - поделился Леонид. - Хотя надо отдавать себе отчёт, что такие награды всегда отчасти условны. Ведь речь идёт о химии и смежных дисциплинах. Это очень обширная область знаний. Например, мы занимаемся областью, лежащей на стыке фундаментальной физики и химии. Я бы сказал, что когда выходит наша статья в каком-нибудь рейтинговом международном научном журнале, или нашу работу цитируют известные коллаборации, то это совсем приятно».

Включение в список стало для Леонида полной неожиданностью. Не менее значительным было и то, что номинировал молодого ученого не кто иной как академик Юрий Цолакович Оганесян, в честь которого назван 118 элемент таблицы Менделеева.

Поздравляем Леонида Скрипникова с высокой наградой и желаем ему дальнейших творческих успехов в его научной деятельности.