ALICE изучает кварк-глюонную плазму с помощью тяжелых адронов

Четверг, 10 декабря 2020

В ноябре эксперимент ALICE, который проводится на Большом адронном коллайдере (БАК), выпустил сразу несколько экспериментальных работ, посвященных изучению кварк-глюонной плазмы (КГП) – фазового состояния вещества, в котором находилась наша Вселенная в первые мгновения после Большого взрыва. Новые свидетельства существования КГП получены при помощи тяжелых адронов.

В первые мгновения после Большого взрыва наша Вселенная была так горяча, что адроны (связанные состояния кварков) просто не могли сформироваться. Горячая плотная материя, состоящая из кварков и глюонов получила название кварк-глюонной плазмы (КГП). Несмотря на прогресс развития теории сильного взаимодействия, свойства КГП еще до конца не изучены.

Экспериментальное исследование свойств КГП сопряжено с некоторыми сложностями. Во-первых, для того, чтобы получить для изучения этот объект, необходимо сталкивать тяжелые ионы сверхвысоких энергий, а это требует построения огромных ускорительных установок. Во-вторых, сгусток КГП, образовавшийся при таком взаимодействии, живет чрезвычайно короткое время, а значит изучать этот феномен можно лишь по «остаточным» явлениям путем сравнения наблюдаемых с модельными расчётами. Одной из таких важных наблюдаемых являются так называемые факторы ядерной модификации (RAA) – выходы частиц в ядро-ядерных взаимодействиях, отнесенные к выходам тех же частиц в элементарных нуклон-нуклонных столкновениях, отнормированных на расчетное число этих элементарных столкновений. В частности, величина RAA показывает влияние эффектов торможения кварков и глюонов в образовавшейся КГП.

Для изучения факторов ядерной модификации используют различные частицы. Недавно эксперимент ALICE, который проводится на БАК, выпустил несколько научных работ, в которых изучалось поведение RAA, измеренных для тяжелых адронов (таких, в состав которых входят c- или b-кварки).

В первой работе измерения проводились для взаимодействия ядер ксенона. В этом исследовании все тяжелые адроны регистрировались «в навал» по мюонным распадам. На рисунке 1 приведены RAA, измеренные при различной центральности событий – параметре, описывающим перекрытие ядерного вещества при взаимодействии. Чем «центральнее» событие (меньше соответствующий параметр), тем больше RAA отклоняется от единицы. Если для самых центральных событий фактор ядерной модификации порядка 0.4, то при значении параметра центральности 40-60% RAA уже примерно равен 0.8. Ранее экспериментаторы проводили подобные измерения для более тяжелых ядер свинца. Для них наблюдалось примерно такое же подавление RAA. Сравнение результатов позволяет исследовать свойства образовавшейся среды в зависимости от размера системы.  

Другой недавно представленной интересной работой эксперимента ALICE стало измерение рождения Υ-резонансов в столкновении ультрарелятивистских ядер свинца. Υ-резонансы – это связанные состояния b-кварка и анти-b кварка. Из-за большой массы b такие резонансы в основном рождаются в жестких взаимодействиях глюонов на самых ранних стадиях столкновений тяжелых ионов. Они позволяют проследить все этапы эволюции образовавшейся системы. На рисунке 2 показано распределение по быстроте родившихся резонансов. Чем выше быстрота, тем меньше угол между осью пучков и направлением вылета тяжелой частицы. Ранее CMS – другой эксперимент, работающий на БАК, уже измерял вылет этих резонансов в центральной области (большие углы). Теперь исследования проведены в области малых углов.

Физики ALICE построили факторы ядерной модификации для зарегистрированных Υ-резонансов. На рисунке 3 показана зависимость RAA от поперечного импульса частицы. Видно, что экспериментально полученное значение RAA примерно постоянно и равно 0.3-0.4. Эти результаты очень важны для теоретического описания КГП. Экспериментаторы сравнили полученные факторы ядерной модификации с предсказаниями двух групп моделей: гидродинамической, описывающей образовавшийся объект на базе коллективного подхода, и транспортной, учитывающей микроскопические аспекты феномена. В будущем улучшение точности подобных измерений, связанное с увеличением статистики, позволит существенно ограничить пространство параметров этих моделей.

В заключении следует отметить, что сотрудники Лаборатории релятивисткой ядерной физики Отделения физики высоких энергий НИЦ «Курчатовский институт» – ПИЯФ принимают активное участие в работах по изучению феномена КГП. Специалисты ЛРЯФ стояли у истоков открытия этого фазового состояния материи, сделанного на рубеже веков экспериментами релятивистского ионного коллайдера RHIC. Сейчас сотрудники лаборатории являются полноправными участниками и соавторами всех научных работ эксперимента ALICE. Приборным вкладом нашего Института в эксперимент ALICE является участие в производстве камер мюонного спектрометра, который использовался в этих измерениях.

Теги
НИЦ «Курчатовский Институт» - ПИЯФ