В НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ обсудили нарушение CP инвариантности
Среда, 27 марта 2024В начале 2024 года в журнале Physical Review Letters были опубликованы две статьи, в которых эксперимент LHCb, представил новые прецизионные измерения эффектов нарушения CP инвариантности в распадах прелестных мезонов. 5 марта в Отделении физики высоких энергий Института состоялся семинар, на котором сотрудники ОФВЭ обсудили эти работы.
Поиски новых источников нарушения CP четности важны для понимания эволюции Вселенной в первые секунды после Большого взрыва. Отличие частиц от античастиц, проявляющееся в нарушении СР инвариантности, является одним из условий, сформулированных А.Д. Сахаровым, необходимых для объяснения образования барионной асимметрии Вселенной. В Стандартной модели физики частиц (СМ) CP инвариантность нарушена в кварковом секторе. Этот эффект связан с ненулевой комплексной фазой элементов унитарной матрицы кваркового смешивания (матрицы Кабиббо-Кобаяши-Маскавы, ККМ-матрицей). Ожидается, что проявления новой физики, выходящей за пределы СМ, связаны с заметным нарушением CP-четности, поэтому одна из стратегий поиска таких эффектов основана на прецизионных измерениях элементов ККМ-матрицы (или их соотношений) и проверке условий её унитарности. Эксперимент LHCb выполняет данные исследования, изучая характеристики распадов прелестных мезонов.
В 2023 году эксперимент LHCb закончил обработку данных, набранных в ходе второго этапа работы БАК при энергии взаимодействия протонов 13 ТэВ, и направил в печать результаты прецизионных измерений параметров СР нарушения: sin(2β) и φs. Эти работы были опубликованы в начале 2024 года в журнале Physical Review Letters (1, 2). Величины обеих наблюдаемых могут быть точно рассчитаны в рамках СМ на основании результатов независимых измерений другого типа и использовании свойства унитарности ККМ-матрицы. В представленных работах исследовались распады B0 → ψ(→μ+μ−)KS0(→π+π−) и Bs0 → ψ(→μ+μ−)ϕ(→K+K−), также распады соответствующих античастиц (символ ψ обозначает чармониевые резонансы). Был проведен анализ углов разлета частиц для каждого события в зависимости от времени, прошедшего с момента образования прелестной частицы.
Эффект нарушения CP-инвариантности наиболее ярко проявляется для распадов B0 → ψKS0 в распределении для зависящей от времени CP-асимметрии (см. Рис. 1). В отсутствии эффекта данный параметр был бы тождественно равен нулю независимо от времени. В результате анализа было получено значение sin(2β) = 0.717 ± 0.013стат ± 0.008сист.
Как и ожидалось, величина фазы φs оказалась мала –0.039 ± 0.022стат ± 0.006сист. Это полностью соответствует предсказаниям, сделанным на основе СМ (см. Рис. 2). Полученные значения φs, и sin(2β) являются самыми точными на сегодняшний день и находятся в хорошем согласии в пределах имеющихся неопределенностей как с результатами предыдущих измерений, так и с предсказаниями СМ.
Сотрудники НИЦ «Курчатовский институт» – ПИЯФ принимали активное участие в создании, запуске и техническом сопровождении Мюонной системы детектора LHCb, информация с которой использовалась для выделения сигнала от распада Bs0 и B0 мезонов. Подробнее об этом измерении можно узнать из материалов Семинара ОФВЭ (видеозапись, слайды), на котором обсуждались эти измерения. С докладом выступил заведующий Лабораторией барионной физики ОФВЭ Алексей Дзюба.