Летний лабораторный практикум для школьников - «ЭКО-2025»

Среда, 11 июня 2025

Со 2 по 6 июня Научно-образовательный центр провел традиционный летний лабораторный практикум для школьников программы Института «Школьная экологическая инициатива» - «ЭКО-2025».

Его участниками в этом году стали ученики 8-го химико-биологического класса Гатчинской СОШ № 9.

Неделя практикума была очень насыщенной и познавательной.

Первый день практикума был посвящен знакомству с Институтом и вопросам организации экологической безопасности.

Началось знакомство с Институтом в музейно-библиотечном центре под руководством библиотекаря Натальи Викторовны Брусенцевой и продолжилось у макета территории Института, где ученый секретарь Института Сергей Иванович Воробьев погрузил участников в историю его создания, развития и основных современных научных направлениях деятельности.

Далее ребят ждала научно-практическая работа, посвященная экологической безопасности.

С помощью Надежды Алексеевны Генераловой, ведущего инженера-эколога и и.о. начальника отдела экологической безопасности, ребята познакомились с основными понятиями и организацией системы экологической безопасности Института.

Федор Александрович Пак, научный сотрудник лаборатории медицинской физики Отдела медицинской радиологии, рассказал участникам практикума о том, что такое радиация, какое влияние она оказывает на живые организмы, как можно использовать радиацию и как обезопасить себя от ее негативных последствий.

А завершил первый насыщенный день – практикум по использованию дозиметрических приборов. Ребята, под руководством Ф.А. Пака учились замерять уровень радиационного фона различных живых и неживых объектов на территории Института.  

Второй день летнего научного практикума «ЭКО-2025» был посвящен изучению экологических факторов среды и современных подходов к переработке и сортировке отходов.

Вместе с начальником Научно-образовательного центра Института Татьяной Игоревной Быковой участники практикума разобрали, какие факторы относятся к абиотическим, биотическим и антропогенным экологическим факторами среды, совокупность каких факторов вызывает наибольшую экологическую нагрузку, рассмотрели наиболее яркие примеры негативных экологических сценариев и их возможные последствия.

Представитель общественного экологического движения «РазДельный сбор Гатчина» Мария Владимировна Филоненко познакомила ребят с современными подходами к переработке отходов, к способам повторного использования фракций, получающихся после переработки различных материалов. Участники практикума смогли научиться сортировать мусор, правильно его утилизировать, узнали, как стать волонтерами движения и принимать активное участие в его работе.

Далее ребят ждала интеллектуальная, в которой они смогли продемонстрировать свои знания в биологии, химии, географии и других науках.

В третий день работы научного экологического практикума ребят ждала настоящая фотоохота! Ребята, вооружившись фотоаппаратами, телефонами и биноклями, были готовы включится в погоню за интересными фотографиями птиц, животных и насекомых, которых они встретят в ходе занятия. Птицы, которых удалось увидеть во время фотоохоты: скворец черный, чайка серебристая и озёрная, самый крупный в России лебедь-шипун, лысуха, чернеть хохлатая, чомга или большая поганка, красношейная поганка. В ходе фотоохоты ребята научились отличать чайку озёрную от чайки серебристой, крупных птенцов чаек от взрослых особей. Наши юные экологи увидели места гнездования многих птиц и убедились, что в местах, где проходит маршрут катамаранов и лодок, птицы из-за повышенной тревожности, к сожалению, покидают свои гнёзда в поисках более спокойных мест. Победителем фотоохоты стала Владислава Косьяненко с фотографией голубя Дворцового парка.

Четвертый день практикума был посвящен знакомству с различными отделениями Института. Начался он с посещения Отдела медицинской радиологии, где Лилит Гайковна Вагонян, лаборант исследователь лаборатории медицинской физики Отдела медицинской радиологии, познакомила ребят с методом лечения онкозаболеваний, разработанном в нашем Институте, рассказала о принципах действия установки, об уникальной системе цифрового планирования дозовых нагрузок для применения протонной терапии и о большой совместной работе физиков-ядерщиков, медиков, инженеров и компьютерных специалистов. Такой научный симбиоз позволяет Гатчинскому методу лечения опухолей головного мозга быть одним из самых щадящих и экологичных методов применения радиации в медицинских целях.

Далее ребята познакомились с передовыми разработками в области химии, узнали, что такое фуллерен, как его выделяют, где уже применяют и как с его помощью можно решить эковопросы, например в сельском хозяйстве. Лекцию и экскурсию для наших экологов провели: заведующий отделом наноструктурируемых материалов Отделения перспективных разработок Взнуздаев Марат Евгеньевич и старший научный сотрудник Седов Виктор Петрович.

В пятницу летний экологический практикум проходил в Отделении молекулярной и радиоционной биофизики. Сотрудники отделения Иванова Екатерина и Слепнева Елизавета провели экскурсию по лабораториям и познакомили ребят с модельным объектом нейрогенетики - мушкой дрозофилой. На практическом занятии наши юные экологи научились различать под микроскопом самку дрозофилы от самца, увидели разнообразие генетических мутаций: изменения на глазах, теле, крыльях, нарушение двигательной активности.

По завершению экскурсии все собрались в малом зале 7 корпуса Института, где ученый секретарь Сергей Иванович Воробьев торжественно вручил сертификаты участникам практикума и благодарственные письма педагогам Гатчинской СОШ № 9.

На память о летнем практикуме каждый из его участников получил ежегодный итоговый сборник «Молодые таланты. Мир глазами участников программы «Школьная экологическая инициатива» и значок программы.

По доброй традиции ребята оставили свои отзывы о практикуме. Вот несколько цитат из них:

«Этот научный практикум сделал мои летние каникулы интересными, а также вдохновил на дальнейшее погружение в науку»

«Летний практикум в ПИЯФ мне очень понравился, а именно: 1) лекция про радиацию, 2) квесты и викторины, 3) измерение уровня радиации. Хочу еще раз тут побывать!».

«Я прекрасно провела первую неделю лета в ПИЯФ, в кругу одноклассников и узнала много нового!»

Теги
НИЦ «Курчатовский Институт» - ПИЯФ