Завершение учебного года с центрами «Точка роста»

Среда, 17 мая 2023

Подходит к концу 2022‒2023 учебный год. Вчера, 16 мая, завершился и цикл лекций, проводимых в рамках сотрудничества НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ с центрами образования «Точка роста» Гатчинского муниципального района.

Май – особый месяц для России. В этом месяце мы празднуем один из самых значимых для всех жителей нашей страны праздник – День Победы. Логично, что темой майской лекции стал рассказ о вкладе ученых в победу в Великой Отечественной войне.

Ученый секретарь НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ, кандидат физико-математических наук Сергей Иванович Воробьев рассказал ребятам о том, какие научные задачи для фронта и тыла решали в тяжелое для всей страны время советские ученые.

Ребята узнали об огромном вкладе ученых в Победу, об одной из важных задач оборонного значения ‒ защите кораблей от мин магнитного действия. В состав группы входили ученые Ленинградского Физтеха: А. Р. Регель, Ю. С. Лазуркин, В. Д. Панченко, П. Г. Степанов, Д. М. Гительмахер, И. В. Курчатов, а также инженеры, офицеры и монтажники. Научным руководителем работ был А. П. Александров. Ученые защитили от магнитных мин боевые корабли на всех действующих флотах и флотилиях: все корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными, после чего ни один корабль не подорвался на фашистской магнитной мине. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших моряков.

Группа ученых во главе с П. П. Кобеко самоотверженно трудилась во время войны в осажденном Ленинграде, например, разгадав на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство. На Дороге жизни по льду замерзшего Ладожского озера происходили странные события: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т. е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался, и машины проваливались. Научными сотрудниками Физтеха были составлены таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с разными грузами, разработаны правила безопасного движения по ладожской трассе – у каждого водителя была инструкция «Личный счет водителя ледовой трассы», вследствие чего Дорога жизни функционировала без аварий.

Одной из главных задач для ученых стало создание быстрой и маневренной авиации, борьба с «флаттером». Этой проблемой занялась группа М. В. Келдыша, которая, изучив это явление, разработала надежные меры по предупреждению флаттера, что дало возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолетов.

Разработка крепкой танковой брони, приборов «ночного вождения», термоэлектрогенератора для партизан А. Ф. Иоффе, создание первой отечественной радиолокационной установки, самой мощной в мире установки П. Л. Капицы для получения жидкого кислорода в больших количествах, которую использовали как для лечения раненых, так и для разминирования мин, «Эликсир жизни» – изобретение П. П. Кобеко, спасшее жизни многим сотрудникам Физтеха и других учреждений блокадного Ленинграда – все это лишь малая толика огромной работы ученых в те годы.

Отдельное место в своем рассказе С. И. Воробьев посвятил атомному проекту человека-легенды ‒ Игоря Васильевича Курчатова. 11 февраля 1943 года Сталин подписал постановление Правительства СССР об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. По рекомендации А. Ф. Иоффе общее научное руководство было поручено И. В. Курчатову. Распоряжением № 121 от 12.04.1943 АН СССР была создана Лаборатория № 2 (ныне – НИЦ «Курчатовский институт»), ее начальником был назначен И. В. Курчатов. В коллектив новой лаборатории вошли сотрудники Ленинградского физико-технического института, в том числе из «особой группы по ядру». Всего за шесть лет Лаборатория № 2 решила поставленную перед ней стратегическую задачу – был создан ядерный щит страны.

Особо ребят поразили факты, озвученные лектором: то, что в суровых условиях военного времени было создано более 25 новых видов самолетов, и то, что в тяжелые военные годы свыше 500 ученых были награждены Государственными премиями.

Хочется отметить, что с октября 2022 года, когда Научно-образовательный центр НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ начал реализовывать просветительский проект с центрами «Точка роста» Гатчинского муниципального района, более 500 учеников 8–11 классов посетили лекции ученых Института, а благодаря современным технологиям видеоконференций, к трансляциям подключилось более 2100 школьников Гатчинского района и Санкт-Петербурга. Проект показал свою востребованность и актуальность!

Этот учебный год подошел к концу, но мы уже готовим для Гатчинских Точек роста много интересных лекций, практикумов и экскурсий! Увидимся в сентябре!

Теги
НИЦ «Курчатовский Институт» - ПИЯФ